Требования к макетам 3D тур по фабрике мультиформатной печати Виза-Арт 3D-тур Visa-Art
Фабрика мультиформатной печати на ткани
+7 (495) 3-74-64-54

Общие вопросы сублимации

Что такое сублимационный перенос?

 

           Процесс сублимации вкратце заключается в следующем:

- изображение печатается в зеркальном отображении на специальной бумаге c использованием струйной технологии;
- посредством температурного воздействия и давления, что обеспечивается стандартным термопрессом, изображение после полного высыхания чернил переносится с бумаги на основу.

           Для сублимационного переноса требуются специальные чернила, которые содержат дисперсные красители, способные сублимироваться (переходить из твердой фазы в газообразную) при температурном воздействии. Сублимационные красители предназначены в основном для полиэфирных материалов, хотя качественного результата можно достичь и на смесовых тканях, содержащих не менее 60 % полиэфира. Сублимационный перенос можно осуществлять и на такие материалы, как металл, стекло, керамика, если на их поверхность нанесено полиэфирное покрытие.

           Сублимационный перенос часто путают с традиционным холодным/горячим переносом (peel transfer). При холодном или горячем переносе печать осуществляется обычными чернилами для струйной печати на специальной трансферной бумаге. Эта бумага имеет полимерное покрытие, которое после печати вместе с изображением переносится на материал, обеспечивая фиксацию  изображения и некоторую степень его защиты. Устойчивость отпечатков, полученных методом холодного/горячего переноса, значительно уступает сублимационным.

Что собой представляют сублимационные чернила?

           Дисперсные сублимационные чернила представляют собой водную среду, содержащую  сублимационные красители, которые в ней диспергированы и почти не растворяются. В процессе термопереноса молекулы красителя, находящегося в газообразной форме, сорбируются волокном, диффундируют вглубь него с образованием твердого раствора в полимере. Отпечатки характеризуются высокой светостойкостью, устойчивостью к сухим и мокрым обработкам. Сублимационные красители были разработаны в первую очередь для окрашивания ацетилцеллюлозных волокон и в настоящий момент являются единственным средством крашения ацетатных, полиамидных и полиэфирных материалов.

Прямая печать сублимационными чернилами

           Для прямой печати (без использования промежуточного носителя – бумаги) ткань должна пройти предпечатную и финишную обработку.


Почему для сублимации нужно использовать специальный промежуточный носитель вместо обычной бумаги для струйной печати?

           В отличие от стандартного InkJet-носителя покрытие трансферной бумаги предназначено не только для восприятия чернил и обеспечения четкости изображения, но и для их максимальной отдачи в процессе переноса. Способность «отдавать» чернила у специально предназначенных для сублимации бумаг в значительной степени выше, чем у бумаг без покрытия или с покрытием для традиционной струйной печати. Неоспоримым преимуществом трансферных носителей является возможность получить на готовом изделии глубокие яркие цвета и оттенки при экономичном расходе чернил.     

Какими качествами должна обладать трансферная бумага?

           Необходимо, чтобы бумага

- имела однородную и гладкую поверхность;
- позволяла качественно печатать мелкие детали и тонкие линии, насыщенные изображения в режиме высокого разрешения, сохранять четкость контуров;
- выдерживала интенсивную заливку;
- минимально деформировалась при печати и высыхании отпечатка;
- позволяла экономно расходовать чернила;
- обеспечивала быстрое высыхание чернил и не давала отмарывания при намотке отпечатка в рулон (хотя это качество во многом зависит и от используемых чернил);
- обеспечивала сохранность отпечатка без осыпания и истирания красителя при транспортировке, рабочих операциях и длительном хранении трансфера;
- обеспечивала высокое качество переноса за счет максимального выхода красителя;
- имела достаточную плотность (не удельный вес), чтобы препятствовать попаданию сублимирующего красителя в массу бумаги;
- могла использоваться на всех пригодных для сублимации устройствах.

Когда осуществляется печать с интенсивной заливкой, бумага начинает коробиться, иногда касаясь печатающей головки. Что необходимо делать в таком случае?

           Коробление бумаги при печати сублимационными чернилами – явление характерное. Чтобы уменьшить деформации и избежать контакта бумаги с печатающей головкой рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций:

1. использовать только такой уровень чернильной заливки, какой необходим для достижения желаемой цветовой насыщенности (высокое качество сублимационного переноса с трансферной бумаги обеспечивается при существенно меньшем количестве чернил по сравнению со стандартной бумагой для струйной печати);
2. увеличить (если это возможно) расстояние между печатающей головкой и поверхностью бумаги, но следует принимать во внимание, что подъем печатающей головки может привести к появлению чернильной пыли;
3. помимо стандартных направляющих, удерживающих края бумаги, установить магнитные направляющие (если устройство ими комплектуется), которые обеспечат дополнительный прижим бумаги на периферии и  исключат нежелательный подъем ее краев;
4. обеспечить слабое натяжение запечатываемой бумаги, прикрепив, например, к нижнему краю/боковым краям небольшой груз;
5. для того чтобы ускорить высыхание чернил на поверхности бумаги и компенсировать возможное коробление, а также избежать прилипания отпечатков при их намотке, необходимо использовать обогреватель с рабочей шириной не меньше ширины используемой бумаги. При интенсивной заливке (≥ 300 %) оптимальное расстояние от поверхности запечатанной бумаги до обогревателя должно быть в пределах 5 - 10 см.

Коробление бумаги приводит к появлению характерного «рисунка». Влияет ли это на качество текстильного отпечатка?

           Иногда в местах деформации бумаги можно наблюдать неравномерность чернильной заливки, которая проявляется в виде характерных белесых пятен, повторяющих волну коробления. В большинстве случаев при термопереносе этот визуальный дефект компенсируется и не отражается на качестве текстильного отпечатка. Тем не менее, в случае обнаружения при печати трансфера такого условного недостатка рекомендуется остановить печать и произвести перенос отпечатанного участка на ткань. Эта операция не займет много времени и не потребует особых затрат, но поможет предотвратить брак всего тиража.

Можно ли осуществлять сублимационный перенос на 100 % хлопок?
 
           Для сублимационного переноса используются дисперсные красители, перенос с помощью которых успешно осуществляется только на полиэфирные, полиамидные и смесовые (мин. 60 % полиэфира) материалы. Отпечатки, полученные таким образом, обладают высокой стойкостью к ультрафиолету и стирке. Сублимационный перенос на чистый хлопок (как, впрочем, и на многие другие ткани – шелк, шерсть и т. д.) дает плохой результат, что обусловлено отсутствием сродства сублимационных красителей к хлопковым волокнам. Для печати на хлопковых и других  натуральных тканях используются активные и пигментные (со специальным связующим) чернила.

Каким образом осуществляется перенос на не полиэфирные материалы?

           Без специальной обработки поверхности сублимационный перенос на металл, дерево, керамику или стекло невозможен. Это вызвано тем, что дисперсные красители или не способны, или имеют очень слабовыраженную способность фиксироваться на таких основах. Когда материал покрыт, например, полиэфирной пленкой, фиксация красителей становится возможной и сублимационный перенос в большинстве случаев дает хороший результат, но следует учитывать, что качество отпечатка во многом будет зависеть от качества нанесенного на изделие покрытия.

Какими должны быть климатические условия в рабочем помещении?

           Как и чернила любого другого типа, сублимационные чернила обеспечивают надежную качественную работу (особенно в высокоскоростных режимах печати) только в определенных условиях. Рекомендуемый температурный режим - +20 – 22 °С, оптимальная относительная влажность – 60 %. Пониженные значения температуры и влажности могут существенно затруднить работу в связи с изменениями начальной вязкости чернил.

Каковы оптимальные условия для сублимационного переноса?

           На результат переноса оказывают влияние два фактора: время переноса и температура. Обычно для текстильных материалов требуется температура 180 - 210 °С и время выдержки 30 - 60 сек. (выбор температуры переноса зависит от структуры и толщины ткани, толщины трансферной бумаги и от индивидуальных особенностей чернил). Для других основ температура и время должны быть предварительно проверены опытным путем. В зависимости от природы основы режимы термопереноса могут варьироваться. В общем, при повышенных температурах и сроках воздействия сублимация красителей происходит более интенсивно и с более высоким выходом с промежуточного носителя. Однако чрезмерно высокие температуры и длительное время выдержки могут стать причиной порчи основы – материал может пожелтеть, изменить гриф, т. е. может стать более жестким, возможна деформация поверхности, например, пластика.

Нужна ли финишная обработка материала после сублимационного переноса?

           В отличие от прямой печати по полиэфирной ткани трансферная технология не требует никакой обработки отпечатка на завершающей стадии производства.


Татьяна Дементьева
инженер-технолог
 
Источник: SignBusiness.ru